Занятия в спортивной школе проводятся по программам, разработанным и утвержденным организацией на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, утвержденных приказами Министерства спорта Российской Федерации.
Тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в соответствии с календарным планом, рассчитанным на 52 недели тренировочных занятий непосредственно в условиях учреждения и самостоятельной подготовки. Тренировки и соревнования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенье и каникулярные дни в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03. Начало занятий в учреждении – не ранее 8.00 часов, окончание – не позднее 20.00 часов. Подготовка в учреждении включает следующие этапы:
Спортивно-оздоровительный этап – организация содержательного досуга средствами спорта:
1) расширение двигательных возможностей;
2) общая физическая подготовка;
3) формирование широкого круга двигательных умений (в том числе в выбранном виде спорта);
4) формирование интереса к занятиям спортом;
5) овладение основами знаний в области гигиены и первой медицинской помощи;
6) овладение теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля;
7) укрепление здоровья.
Этап начальной подготовки – систематические занятия спортом, направленные на развитие личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, привитие навыка гигиены и самоконтроля:
1) базовая подготовка по виду спорта для определения дальнейшей специализации;
2) формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
3) формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
4) обучение основам движений в избранном виде спорта;
5) всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
6) укрепление здоровья.
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – повышение уровня физического развития, общей физической и специальной подготовленности, выполнение установленных для данного этапа подготовки нормативов, профилактика вредных привычек и правонарушений:
1) определение специализации и углубленная тренировка в избранном виде спорта;
2) формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности;
3) формирование и совершенствование устойчивых навыков соревновательной деятельности;
4) выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;
5) общая и специальная психологическая подготовка;
6) укрепление здоровья.
Этап совершенствования спортивного мастерства – специализированная подготовка перспективных спортсменов в целях достижения ими стабильных результатов, позволяющих войти в составы спортивных сборных команд города Абазы и Республики Хакасия:
1) совершенствование спортивного мастерства;
2) повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
3) совершенствование специальных физических качеств, технико- тактической и психической подготовленности;
4) совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;
5) поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
6) стабильность спортивных результатов в соревнованиях различного уровня;
7) сохранение здоровья.
Основными формами процесса спортивной подготовки являются:
1) групповые тренировочные и теоретические занятия;
2) работа по индивидуальным планам подготовки;
3) медико-восстановительные мероприятия;
4) тестирование и медицинский контроль;
5) участие в тренировочных сборах, соревнованиях матчевых встречах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях на территории города Абазы и за ее пределами;
6) инструкторская и судейская практика.
В целях контроля состояния здоровья спортсменов в учреждении проводятся: медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, а также после болезни или травмы.
Этапы подготовки. Продолжительность обучения (лет)
спортивно-оздоровительный
начальной подготовки до 3 лет
тренировочный этап (спортивной специализации) до 5 лет
совершенствования спортивного мастерства до 3 лет
Критериями оценки качества тренировочного процесса являются:
1) уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма спортсменов;
2) рост спортивных достижений, результаты выступлений в соревнованиях различного уровня.
Анализ планов подготовки по всем отделениям школы свидетельствует о том, что разработанные планы полностью соответствуют федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта. К настоящему времени разработаны и утверждены программы подготовки по всем культивируемым видам спорта в школе.